Важность выявления лиц,
склонных к употреблению психотропных средств.
Большинство здравомыслящих людей безо всякой дополнительной пропаганды знают о смертельной опасности наркомании. И, тем не менее, этот тяжелый социальный недуг распространен повсеместно. К сожалению, наиболее уязвимы перед этой бедой подростки. В первую очередь, потому что подросток еще не сформировался как полноценная личность, он эмоционально слаб и чрезмерно любопытен. Кроме того, подростку хочется быстрее стать взрослым, отличаться от других своих сверстников и самому решать проблемы. Но, в силу своей незрелости подросший ребенок не понимает, что пристрастие к наркотикам не помогает решать обычные жизненные проблемы, а приводит к новым, более серьезным. Такое проявление «взрослости», как наркомания, становится
губительным для юного человека.
Как правило, подростки начинают принимать наркотики в попытке избавить себя от неприятных ощущений, внутреннего дискомфорта, в попытке уйти от проблем. Семейные скандалы, отсутствие понимания, что такое наркотик и как он действует, бытовые проблемы и проблемы, связанные со сверстниками, могут толкнуть молодого человека к наркотикам. Молодые люди наивно полагают, что, избавив себя ненадолго от тоски и разочарований они наберутся сил, чтобы справиться с трудностями или пережить утрату, неудачную любовь и потом все будет хорошо, но… наркотики не оставляют им никакого шанса. Первую дозу наркотика подросток обычно принимает в компании друзей, на дискотеке, в клубе. И делает он это исключительно из любопытства, наслушавшись о «кайфе». Но молодой человек не может понять, что эта эйфория скоротечна, и наркоманы
употребляют наркотические вещества как раз в противоположных целях – не ради минутного удовольствия, а, чтобы вернуться в состояние, нормальное для здорового человека.
Отсюда логически следует, что лица несовершеннолетнего возраста представляют собой группу повышенного риска с точки зрения возможной наркотизации. Сегодня существуют наркотики, привыкание к которым развивается почти моментально, после первого же употребления!
Настоящей бедой будет, если упустить время и столкнуться с зависимостью и ее последствиями (несовершеннолетний совершит преступление, будет задержан полицией и т. д.). Поэтому очень важно выявить проблему на начальном этапе,
на этапе «пока не сформировалась болезнь». От своевременности оказания медицинской и психологической помощи зависит будущее подростка.
Работа по раннему выявлению несовершеннолетних потребителей психоактивных веществ и обеспечению индивидуально-воспитательной работы с ними проводится в Московской области, начиная с 2005 года, а с 2014 года в новом формате. Министерство здравоохранения Московской области под руководством Аппарата антинаркотической комиссии Московской области в теснейшем взаимодействии с министерством образования проводит профилактические медицинские осмотры обучающихся в образовательных учреждениях. Это школы, средне-специальные учебные заведения и ВУЗы области. Проведение профосмотров позволило значительно усилить эффект первичной профилактики, повысить гражданскую ответственность среди учащихся. Это важный информационный повод к привлечению внимания населения области к проблеме распространения наркомании и необходимости объединения усилий всего общества в борьбе с ней.
Наркологическая служба расширила мероприятия по информированию участников данного проекта об угрозах распространения наркомании, существующих рисках для молодежи. Помимо, информационно-воспитательной работы с учащимися, проводятся семинары с их родителями (медики стараются расширить знания родителей о первых признаках проявления болезни; этапах формирования зависимости и последствиях, связанных с употреблением наркотических веществ, повысить их педагогическую культуру).
Медики говорят о том, что наиболее важным в формировании зависимости является первый этап. Ключевым событием этого этапа является первая проба наркотика сама по себе. Первая проба имеет огромное психологическое значение:
в сознании подростка снимается защитный психологический барьер, табу, до определенного времени запрещавшее одурманивание. В свете этого тестирование имеет огромное значение, т.к. является мерой сдерживания. Подросток, который
сомневается, который не может сказать нет «товарищам», зная, что его могут проверить на предмет употребления наркотических веществ, прекращает колебаться, таким образом у него вырабатывается установка на здоровый образ жизни.
С 5 декабря 2013г. вступил в силу закон, которым регламентируется проведение профилактики незаконного, то есть немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ. А также системы раннего выявления употребления наркотиков (Федеральный закон от 7 июня 2013 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ»).
Министерство образования и науки России утвердило порядок тестирования школьников и студентов на приверженность к наркомании (приказ Министерства образования и науки России от 16 июня 2014 г. № 658 «Об утверждении Порядка проведения
социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования», приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 20.02.2020 № 59 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях», приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.02.2020 № 239 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования обучающихся в образовательных организациях высшего образования»).
Министерство здравоохранения РФ определило порядок проведения медицинских профилактических осмотров на предмет употребления наркотических веществ. (Приказ Министерства здравоохранения РФ от 6 октября 2014 г. N 581н
«О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования в целях
раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ»). Приказом Министерства
здравоохранения Российской Федерации от 23 марта 2020 г. N 213н внесены изменения в Порядок проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, утвержденный приказом Министерства
здравоохранения Российской Федерации от 6 октября 2014 г. n 581н, в том числе определены 10 химических веществ, включая их производные, метаболиты и аналоги, на которые в обязательном порядке проводятся предварительные химико-токсикологические исследования с применением приборов-анализаторов и тест- систем к ним.
Профилактический медицинский осмотр состоит из двух этапов. Первый — социально-психологический, когда учеников попросят ответить на вопросы специальной анкеты. Второй этап — медосмотры и сдача необходимых анализов для выявления в организме следов наркотических средств.
Согласно Порядку профилактический медицинский осмотр проводится в четыре этапа:
I этап – беседа врача с обучающимся и осмотр.
II этап – проведение предварительных химико-токсикологических исследований с использованием приборов экспресс-анализаторов, исключающих визуальную оценку результатов, направлен на получение доказательных результатов выявления в образцах биологических жидкостей человека наркотических средств и психотропных веществ.
III этап–подтверждающие химико-токсикологические исследования, направленные на идентификацию в моче наркотических средств, психотропных и иных токсических веществ (их метаболитов); Даже если в анализах наркотиков не окажется, врач может направить подростка на дополнительную диагностику, обнаружив при осмотре не менее трех признаков, сигнализирующих о том, что ребенок находится под воздействием психотропных веществ. Не все психоактивные вещества могут быть выявлены в результате проведения лабораторного анализа, учитывая, что постоянно создаются новые наркотики. Но определить, что ребенокупотребляет запрещенные препараты, можно по его поведению, вялой реакции зрачков на свет, нарушению речи.
IV этап — разъяснение обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет, либо одному из родителей или иному законному представителю обучающегося, не достигшего возраста пятнадцати лет, результатов проведенного профилактического медицинского осмотра.
При этом учителя не будут знать, кто из учеников попал в группу риска. Первый этап проходит на территории общеобразовательных учреждений. А второй- медицинские осмотры, проводят врачи-специалисты с использованием различных методов исследования на предмет употребления наркотических веществ.
В случае если окажется, что подросток действительно применяет наркотические средства или психотропные вещества, его направляют в специализированную медицинскую организацию для лечения. При этом законом предусмотрено, что для этого понадобится информированное согласие в письменной форме самого подростка (если ему уже исполнилось 15 лет). Согласие
на лечение несовершеннолетних до 15 лет дают родители (один из них), либо законные представители ребенка.
Таким образом, проведение медицинского осмотра и тестирования на предмет употребления наркотиков повсеместно становится жизненно необходимым. При этом закон предусматривает принципы «информированности» и «добровольности».
Хотелось бы отметить, что сами обучающиеся, принимавшие участие в профилактических медицинских осмотрах, активно высказывали мнение о необходимости проведения подобных мероприятий, отмечая, что порой они испытывают давление со стороны сверстников, и нуждаются в том, чтобы иметь дополнительный веский аргумент отказа от участия в незаконном потреблении одурманивающих веществ: «В нашей школе проводится тестирование на наркотики!»