ГБУЗ МО МОКНД

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области

Московский областной клинический наркологический диспансер

Часто задаваемые вопросы

Наличие оснований для организации диспансерного наблюдения определяются врачом-психиатром-наркологом (врачом-психиатром-наркологом участковым) в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология», на основе стандартов медицинской помощи и с учетом клинических рекомендаций (протоколов лечения) (основание – п. 6 Приложения №2 к приказу Министерства здравоохранения РФ от 30 декабря 2015 г. N 1034н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ» .

Диспансерное наблюдение организуется при наличии информированного добровольного согласия в письменной форме, данного с соблюдением требований, установленных статьей 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Согласно приказу Министерства здравоохранения РФ от 30 декабря 2015 г. N 1034н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ» (далее – Приказ) осмотр врачом-психиатром-наркологом пациентов, находящихся под диспансерным наблюдением, осуществляется:

  • в течение первого года ремиссии — не реже одного раза в месяц;
  • находящихся в ремиссии от 1 до 2 лет — не реже одного раза в шесть недель;
  • находящихся в ремиссии свыше 2 лет — не реже одного раза в три месяца.

Решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия в следующих случаях:

1. наличие у пациентов с диагнозом «синдром зависимости» (код заболевания по МКБ-10*(6) — Flx.2), в том числе граждан, находившихся в учреждениях уголовно- исполнительной системы, при предоставлении из них медицинской документации о прохождении лечения и подтверждении ремиссии:

  • подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет;
  • подтвержденной стойкой ремиссии не менее двух лет при условии самостоятельного обращения пациента за оказанием медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и отсутствия возложенной судом обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ*(6-1);   

2. наличие у пациентов с диагнозом «употребление с вредными последствиями» (код заболевания по МКБ-10 — Flx.l) подтвержденной стойкой ремиссии не менее года.

Решение о прекращении диспансерного наблюдения принимается врачом-психиатром-наркологом (врачом-психиатром-наркологом участковым) в случае:

  • смерти пациента;
  • изменения пациентом постоянного места жительства с выездом за пределы обслуживаемой медицинской организацией территории (на основании письменного заявления пациента об изменении места жительства в целях прекращения диспансерного наблюдения в медицинской организации);
  • письменного отказа пациента от диспансерного наблюдения.

В соответствии с приказом МЗ РФ от 30.12.15г. №1034н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ» диспансерное наблюдение организуется при наличии информированного добровольного согласия.

Гражданин вправе отказаться от диспансерного наблюдения. При отказе пациента от медицинского динамического наблюдения, оформленного в установленном порядке, медицинское динамическое наблюдение осуществляться не может.

Следует иметь в виду, что занятие определенными видами деятельности лицами, в отношении которых установлен диагноз алкоголизм, наркомания или токсикомания невозможно (в рамках приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», включая владение оружием и управление транспортными средствами). Допуск к таким видам деятельности может быть разрешен после «снятия» наркологического диагноза, что возможно только после стойкой ремиссии в течение 3-х лет, подтвержденной медицинским динамическим наблюдением.

Согласно п. 5 Порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств (приложение № 1 к Приказу Министерства здравоохранения России от 15 июня 2015 года № 344н) «Медицинское освидетельствование проводится за счет средств водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств)».

Кроме того, данная медицинская услуга не включена в Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2021 года № 2505.

Согласно п. 9 Порядка проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов (приложение № 1 к Приказу Министерства здравоохранения России от 30.06.2016 года № 441н) «медицинское освидетельствование и химико-токсикологические исследования осуществляются за счет средств граждан».

Платность любых медицинских обследований, проводимых в порядке, утвержденном Приказом Министерства здравоохранения России от 30.06.2016 года № 441н медицинского освидетельствования  (включающих в себя проведение химико-токсикологических исследований), объясняется тем, что само ношение, приобретение, использование оружия не является неотъемлемым правом каждого человека и не охраняется законом. Это право реализуется на усмотрение гражданина.

Кроме того, данные исследования не включены в Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2020 года № 2299.

В программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи включены следующие виды осмотров и диагностических исследований в целях медицинского освидетельствования лиц,

  • желающих усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей, оставшихся без попечения родителей, медицинского обследования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помещаемых под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
  • проведения обязательных диагностических исследований и оказания медицинской помощи гражданам при постановке их на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту или приравненную к ней службу, поступлении в военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении в военном учебном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки или в военной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыве на военные сборы, а также при направлении на альтернативную гражданскую службу, за исключением медицинского освидетельствования в целях определения годности граждан к военной или приравненной к ней службе.
  1. Согласно п. 6 ст. 5.1 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» финансовое обеспечение медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок финансирования и его источники установлены Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2020 года № 2299, которой предусмотрено бесплатное предоставление первичной медико-санитарной помощи; специализированной медицинской помощи; скорой медицинской помощь; паллиативной медицинской помощи, «за исключением медицинского освидетельствования в целях определения годности граждан к военной или приравненной к ней службе» (раздел II Программы).

Медицинское освидетельствование на предмет выявления наличия (отсутствия) заболевания, препятствующего поступлению на военную службу, в указанный перечень не входит, а, как следствие, государственного финансового обеспечения такого освидетельствования и, соответственно, источников финансирования Программой не предусмотрено.

Необходимо отметить также и то, что Московской областной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной Постановлением Правительства Московской области от 29.12.2020 № 1050/43 медицинские освидетельствования в целях определения годности граждан к военной или приравненной к ней службе прямо исключены из перечня мероприятий, финансируемых за счёт бюджетных ассигнований бюджета Московской области (раздел V).

  1. Согласно нормам Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» только в случае, если врач психиатр-нарколог входит в состав военно-врачебной комиссии, его заключение гражданин получает бесплатно именно в рамках проведения военно-врачебной экспертизы.

Прохождение медицинского освидетельствования и получение соответствующего заключения прохождением военно-врачебной экспертизы в рассматриваемом случае не является.

Учитывая отсутствие каких-либо фактических данных по обстоятельствам обращения гражданина в ГБУЗ МО МОКНД, из сказанного выше следует, что финансирование медицинских освидетельствований лиц, поступающих на военную службу по контракту учреждениями Министерства здравоохранения Московской области за счет бюджета не предусмотрено, а, следовательно, такие медицинские освидетельствования производится на платной основе.

При этом, выдача информационных справок (например, о нахождении на диспансерном учёте и т.д.) производится бесплатно.

Справка от врача-психиатра-нарколога выдается только при личном присутствии по месту регистрации, при преъявлении паспорта.

Федеральных льгот по оплате заключений ветеранам федеральным законодательством не предоставляется и  урегулировано несколькими правовыми актами.

Статьёй 16 Федерального закона «О ветеранах» предусмотрено, что оказание медицинской помощи ветеранам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Федеральным законом № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что медицинская помощь – это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья (ст.ст. 2, 32 закона).

В свою очередь, совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий (в том числе получение справки и т.д.) — является медицинским освидетельствованием (ст. 65 закона).

Согласно п. 9 Порядка проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов (приложение № 1 к Приказу Министерства здравоохранения России от 30.06.2016 года № 441н) «медицинское освидетельствование и химико-токсикологические исследования осуществляются за счет средств граждан».

Приказ Министерства здравоохранения России разработан с учетом социальной значимости последствий выдачи разрешений на ношение, приобретение, использование оружия лицами, получающими такие справки.

Платность любых проводимых в рамках медицинского освидетельствования  медицинских обследований (включающих в себя проведение химико-токсикологических исследований) объясняется тем, что само ношение, приобретение, использование оружия не является неотъемлемым правом каждого человека и не охраняется законом. Это право реализуется на усмотрение гражданина.

Таким образом, медицинские освидетельствования, не входящие в программу госгарантий и не являющиеся частью ежегодной диспансеризации, именно в связи с этим,  предоставляются всем категориям граждан платно и без предоставления каких-либо льгот.

Кроме того, статьями 13–21 ФЗ «О ветеранах» установлены меры социальной поддержки различным категориям ветеранов, в число которых предоставление льготы при оплате медицинских освидетельствований также не включено.

При проведении медицинского осмотра врачом-психиатром-наркологом, для получения медицинского заключения гражданам, зарегистрированных по месту жительства в Московской области, либо зарегистрированным по месту пребывания в Московской области менее 3 (трех) лет, необходима информация из наркологического учреждения с предыдущего места жительства (пребывания) об отсутствии в отношении него наличия наркологического заболевания.

В соответствие с Порядком диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, диспансерное наблюдение устанавливается на срок 3 года. При смене места жительства, информация о наличии наркологического заболевания не передается в наркологическое учреждение по новому адресу проживания.

Исходя из вышеизложенного, возникает необходимость в получении сведений с предыдущего места жительства (пребывания) в отношении освидетельствуемого о наличие или отсутствие у него заболеваний (состояний) являющихся медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством.

Пролистать наверх